Понедельник, 23.04.2018, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Банки | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новости
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Про Грецию
 

Новая стратегия греческих банков в 2000г. Направлена на диверсификацию источников дохода, отказа от ориентации на ценные бумаги правительства и крупных корпоративных клиентов. В числе новых приоритетов – выход на новые рыночные ниши на греческом рынке и на рынки балканских стран, образование партнерств с западными банковскими группами в целях приобретения опыта работы в межд. среде, а также разработка и продажа новых услуг для частного потребителя. Особое внимание банки уделяют новым электронным технологиям работы с клиентами, активно инвестируя в тех. инфраструктуру.

Греческая банковская система опирается в основном на комбанки, и в то же время часть системы находится под контролем государства. В системе преобладают банки с существенной долей гос. участия в капитале: в конце 1999г. государство контролировало 45% банковского капитала (в 1997г. – 55%).

За прошедшие 10 лет банковский сектор Греции подвергся множественным реформам, процессам приватизации и слияниям. Несмотря на это, значительная роль гос. банков остаются характерной чертой рынка, что дает возможность прогнозировать продолжение консолидации сектора в ходе вступления Греции в ЭВС.

Благодаря постепенному снятию контроля за размещением кредитов и процентными ставками греческая банковская система прошла путь значительных изменений. В 1987г. были либерализованы процентные ставки по займам, а в 1989г. – со ставки по депозитам. В 1993г. были сняты требования по обязат. инвестированию в казначейские облигации и кредитованию определенных отраслей, особенно гос. сектора. Также был снят контроль за межд. перемещением долгосрочного капитала, а в 1994г. – оставшиеся ограничения по трансакциям в счет движения капитала по приобретению долгосрочных активов и инвестиций.

Эти меры, а также усиление законодат. базы надзора и регулирования банковского сектора резко усилили конкуренцию между банками и привели к усилению эффективности и усложнению всей банковской системы. В то же время, банки в целом стали более независимы, что повысило инвест. привлекательность сектора среди межд. инвесторов.

В Греции зарегистрирован 21 комбанк, 23 инобанка (в основном с ам., англ., голландским и франц. капиталом) обладают сетью филиалов. Доля активов инобанков на территории Греции оценивается в 16%.

Частные банки действуют быстрее, обладают более подвижным капиталом, лучшей тех. инфраструктурой и кредитными портфелями, и в целом более эффективны.

Большинство из них, а также Нац. банк уже в течение нескольких лет практикуют подготовку годовых отчетов в соответствии с межд. стандартами бухучета.

Банк Греции (Центр. банк), член европейской сети центр. банков, получил статус независимого банка в 1997г. в соответствии со ст.107 Маастрихтского соглашения. Новый статус Банка запрещает внешнее вмешательство в его операции.

Нац. банк является крупнейшим ком. банком по величине активов и числу филиалов. На него приходится 40% объема вкладов и 25% займов комбанков. На 2000г. в нем было открыто 6 млн. счетов.

Более 90% займов в гос. Аграрном банке используются в агропроме.

В Греции также действуют семь специализированных кредитных учреждений – таких, как система Почтовых сберкасс (сфера их деятельности – финансирование пром. строительства, кредитование строительства жилья, принятие на хранение мелких частных вкладов).

Каждый крупный банк является универсальным, предлагая широкий спектр фин. услуг (страховые, брокерские, управление активами, лизинговые услуги). Изначально формирование банковских групп было вызвано необходимостью снижения издержек и увеличением доходов от перекрестной продажи услуг подразделениями банка.

По заключению специализированных межд. рейтинговых агентств, средневзвешенная устойчивость греческой банковской системы оценивается как «адекватная». По этому показателю Греция уступает всем странам Зап. Европы за исключением Исландии. Суверенный кредитный рейтинг (Moody's Banking system outlook) – А2.

Приватизация, проведенная за последние 3г., а также процессы слияния привели к созданию 5 банковских групп, на которые приходится 80% всех банковских активов греческих банков, и более 65% – суммарных банковских активов. За последние 3г. государство практически полностью отошло от управления тремя из 5 банков.

За последние 3г. в Греции приватизированы небольшие банки, а правительство продает пакеты акций крупных банков. Все приватизируемые банки были скуплены частными банками.

В 1998г. правительство денационализировало Банк Центр. Греции и Критский банк, а в марте 1999г. завершило приватизацию Ионического банка. Была также продана доля непрямого участия в Общем банке, а также 37%-ная доля в Банке Македонии и Фракии перешла «Пирейскому Банку». Намечена продажа пакетов акций без права голоса Коммерческого и Аграрного банков.

 
Название Активы, млрд.дрхм. Активы, млн.долл. Доля активов по отн. к сумм. активам доля акций у гос-ва 1999
NBG – Нац. банк (включая Нац. заемный банк) 12093 37790,6 31,1% 40%
Альфа Кредит Банк (вкл. Ионический и Народный банк) 6 151 19221,9 15,8% частный
EFG Евробанк (вкл. Критский банк) и Эргобанк 3408 10650 8,8% частный
Комбанк 3301 10315,6 8,5% 43%
«Пирейский банк» (вкл. Хиосбанк, банк Македонии Фракии) 1871 5846,9 4,8% частный
Аграрный банк 4400 13750 11,3% 100%
Банк Центр. Греции 178 556,3 0,5%  
Эгнатия банк 155 484,4 0,4%  
Европейский народный банк 218 681,3 0,6%  
Банк Аттики 197 615,6 0,5%  
Дорийский банк 85 265,6 0,2%  
Всего активов греческих банков 32580 101812,5 83,9%  
Активы инобанков 6268 19587,5 16,1%  
Сумм. банковские активы в Греции 38848 121400 100%  
Сумма активов 5 крупнейших коммерческих групп 26824 83825 69%  

Приобретение частными банковскими группами меньших гос. банков позволила первым увеличить сеть филиалов, оперировать большей клиентской базой и снизить издержки на одну трансакцию. В то же время, невозможность проведения реструктуризации и сокращения штатов, закрытия дублирующих офисов наносит ущерб стратегии снижения издержек и экономии на масштабе операций.

Для решения этой проблемы банки проводят программы переобучения и перемещения персонала, а также внедряют спец. пенсионные схемы. Эти инициативы – шаг в правильном направлении. Приватизация оценивается как позитивный шаг в средне – долгосрочной перспективе, так как увеличивает эффективность, позволяет реализовывать более целенаправленные и сильные стратегии увеличения доходов. Греческие банки в целом стали более независимы, что повысило их привлекательность для инвесторов.

Структурно в портфеле активов банков преобладают гос. облигации, поднявшиеся в цене после падения процентных ставок, а займы занимают относительно небольшую долю.

Потребность государства во внутренних займах снижается, и банки начинают уделять все большее внимание заемному кредитованию частных и корпоративных клиентов. Рынок потребительских кредитов оценивается как слаборазвитый и служит потенциальной зоной экспансии, так как потребители увеличивают заимствования в ожидании снижения кредитных ставок в процессе вхождения в ЭВС.

Греческие банки завершили 1999г. с рекордной прибылью. Такой фин. итог стал следствием резко выросших биржевых котировок.

В целях защиты падающих процентных ставок банки реструктурируют инвест. портфели в пользу высокоприбыльного потребительского сектора, а также мелких и средних предприятий. Происходит снижение спроса на займы для крупных корпораций, так как последние находят капитал на фондовом рынке.

Либерализация сектора принесла и ряд трудностей: снижение процентных ставок по займам приводит к скачкообразному росту спроса на них; экспансия в новые и рискованные сектора экономики приведет к увеличению страховых резервов; контроль издержек будет оставаться весьма сложной задачей, поскольку сокращение штатов весьма проблематично в Греции из-за сильных профсоюзов. Таким образом, тех. переоснащение не дает такого эффекта, как в других странах ЕС. Недостаточная гибкость в кадровой политике привела к нехватке молодежи среди персонала банков.

Перечисленные причины, а также принятие (переход на) евро, которое, как ожидается, снизит доход от комиссионных и приведет к сегментации банковского рынка и ценовой конкуренции с европейскими банками, служат серьезным препятствием для развития банков.

В наиболее конкурентоспособных и привлекательных на настоящий день сферах банковских услуг, как инвест. банкинг, корпоративные финансы и консультации, а также управление инвестициями только две греческие банковские группы могут считаться готовыми к европейской конкуренции.

Более прочны позиции греческих банков в сфере кредитования малых и средних предприятий и массового потребительского рынка, где необходим глубокое знание рынка, а также широкая сеть отделений. Однако важность такой сети понижается по мере задействования потребителями альтернативных каналов поступления банковских услуг.

В связи с тем, что греческий рынок оценивается как постоянно прибыльный, а также испытывающий недостаток услуг, на него приходят новые игроки. Последний из пришедших на рынок – Комбанк Португалии – один из самых технологичных и развитых банков, который основал в Греции СП «Новабанк» с греческой страховой группой «ИнтерАмерикэн». Банк намеревается открыть 150 отделений в течение трех лет, предлагая услуги частным пользователям.

Последней тенденцией стало заключение греческими банками альянсов с иностр. учреждениями. В результате продажи греческим EFG Eurobank 10% доли акционерного капитала «Дойчебанку» новый альянс смог совместно подать заявку и приобрести «Эргобанк». Еще более тесное сотрудничество установлено между Пирейским банком и банком «Токио Мицубиси». Комбанк Греции планирует продать не менее 10% акций иностранному стратегическому инвестору. Греческие банки пытаются упрочить свои позиции на межд. рынках заемного капитала и приобрести опыт межд. деятельности и управления рисками.

Ограниченность греческого рынка и угроза ужесточения конкуренции со стороны зарубежных банков после вступления в ЭВС заставляют начать «выход на Балканы». Благодаря географическому положению Греции банки считают себя наилучшим образом позиционированными для экспансии на Балканы, однако это преимущество уравнивается отсутствием межд. опыта на развивающихся рынках.

Первыми среди иностр. банков, открывших представительства на Балканах, были греческие банки, так как вследствие географической близости и потенциала роста балканских рынков некоторые греческие фирмы наладили деловые связи в этих странах. Первоначально греческие банки следовали за своими клиентами, но затем начали прибегать к стратегии предварительного развития на рынке Балкан, которое, в свою очередь, облегчало бы приход греческого бизнеса.

В качестве целевого рынка своих услуг банки рассматривают корпоративный рынок услуг, кредитование торговли, обменные операции и создание банковских продуктов для частных лиц. Банки ведут бизнес в Албании, Болгарии, Македонии, Сербии, Румынии, Армении, Грузии и Молдове, но ввиду наибольшей степени развитости экономики первым приоритетом является Болгария. Война в Косово немного ослабила инвест. активность банков, но они надеются быть привлеченными для финансирования работ по реконструкции и реализации инфраструктурных проектов в регионе. Существуют также планы выхода на турецкий рынок.

Партнерство со строит. компаниями, прогнозируемый устойчивый рост цен на недвижимость в Греции, приводящий к оживлению греческого строит. сектора, также существенно притягивает внимание банков. Улучшение макроэконом. показателей Греции и стабильной фин. помощи ЕС привели к резкому росту спроса на услуги греческих строит. компаний. Большое распространение получает некая модель сотрудничества, характеризуемая аналитиками как «рискованная» между банками и строит. компаниями, которая заключается в создании альянса между сетью банка и сетью строительной компании, где банк выступит в качестве фин. и управленческого консультанта.

Банковский сектор в период вступления Греции в зону евро. Процессы глобализации и фин. рынков, а также требования приватизации и гармонизации фин. законодательства с нормами ЕС, вступление в ЭВС стали факторами, приведшими к внесению корректив и пересмотру долгосрочных стратегий развития банков Греции – по расширению рыночной доли, активному поиску партнеров, вступлению в прсцесс межбанковских слияний и поглощений, снижению операционных издержек.

Вхождение Греции в общеевропейский Эконом. и валютный союз в 2001г.и начало функционирования финансово-кредитных учреждений в зоне евро создают предпосылки для активизации процессов объединения и укрупнения банков, которые смогут конкурировать уже на европейском уровне.

Новый раунд ожидаемых слияний и приобретений в банковском секторе вызывается, по мнению местных аналитиков, необходимостью противостоять быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ожидается резкое усиление борьбы между банками за удержание прежних клиентов и привлечение новых.

Наиболее заметно усиление конкуренции в сфере предложения новых банковских услуг. Основная надежда возлагается на увеличение доли рынка, за счет чего планируется снивелировать потери от снижения поступлений от привычных источников дохода: высоких процентных ставок по займам, игре на курсовой разнице валют, дохода от облигаций и акций и т.д.

Решение греческого правительства о постепенном снижении доли участия в акционерных капиталах двух крупнейших банков – Нац. и Коммерческого стало катализатором процессов слияний и поглощений. Впервые не правительство назначило совет директоров, а он был избран на собрании акционеров.

В итоге, должны будут образоваться три греческие банковские группы, которые будут обладать большей фин. мощью и будут более подготовлены для трансграничного развития и инвестирования.

Более мелкие банки встанут перед дилеммой своего дальнейшего присутствия на рынке (при том, что специфических становится все меньше и меньше) либо перехода под контроль крупных групп. Исключением, не ожидающим серьезных преобразований, являются только инвест. банки.

Приобретя в 1997г. Ипотечный банк, Нац. банк, теперь управляемый независимым советом директоров, внимательно наблюдает за активностью ING Barings и, вероятнее всего, вступит в борьбу за приобретение «Пирейского банка», который наиболее удачно дополняет его с точки зрения комплекса предоставленных услуг и положения на рынке.

Существует прогноз и относительно слияния Нац. Бaнка и «Альфа Банка», но исход слияния расценивается как сооружение сверхгиганта на глиняных ногах с умножением количества имеющихся у каждого из банков проблем.

К активным действиям, как ожидается, перейдет и EFG Eurobank Ergauas, заручившийся стратегической поддержкой «Дойчебанка» (10% акций ЕFG выкуплены немецким банком в 1998г.). Его интерес выражается в приобретении системы Почтовых сберкасс – банка, пользовавшегося особым статусом в связи с тем, что он был освобожден от депонирования средств на счетах Центробанка в залог выдаваемых частным клиентам кредитов и мог предоставлять лучшие фин. условия размещения денег. Новым потенциально сильным игроком на арене слияний выступит недавно акционировавшийся «Аграрный банк».

Среди банков меньшего размера в фокусе внимания инвесторов находится Общий банк, даже несмотря на вероятность трудностей с сокращением персонала и недостатка в тех. оснащении. В свою очередь, основной акционер банка – Акционерная Касса Армии – готовится продать более 15% акций банка будущему партнеру банка. Администрация Общего банка ускоренными темпами предпринимает усилия по технологической модернизации и разрабатывает спец. бизнес-план, раскрывающий цели и задач не только головного офиса, но и каждого из его отделений. Основная цель всех усилий – увеличение рыночной доли банка вдвое, с 2 до 4%.

Серьезные сдвиги происходят на рынке частных вкладов и займов. Прежде этот рынок не рассматривался греческими банками в качестве приоритетного по ряду причин, основными из которых является технологическая сложность разработки спец. программ долгосрочных частных займов и проверки кредитоспособности частных клиентов.

Целенаправленный процесс привлечения мелких капиталов частных вкладчиков начали EFG Eurobank и «Пирейский банк». Теперь исчисления % на вклады начинается «с первой вложенной драхмы» и составляет 3% для сумм в пределах 1 млн. драхм, 4% для вкладов до 5 млн.драхм. На остатки по текущим вкладам, в зависимости от их объема, начисляются от 2,75 до 3,5%. Процент на остаток по депозитам на кредитных карточках составляет 16,9%.

Интересным моментом для Греции является то, что рынок частных займов и вкладов, оцениваемый как перспективный и прибыльный в долгосрочном плане, привлек внимание и последующий приход на греческий банковский рынок Комбанка Португалии – одного из крупных и наиболее технологически развитых банков этой страны. Созданный португальским банком и греческой страховой компанией «Интерамерикэн» партнерский «Новабанк», нацеленный на рынок частных займов и кредитов, смог привлечь за 4 мес. работы (с окт. по дек. 2000г.), 40000 клиентов и увеличить объем активов до 712 млн. долл. Среди прочих услуг, банк предлагает программу частных займов «НоваХоум» с фиксированной годовой ставкой 5,8%. Банк стал единственным инобанком, пришедшим на греческий рынок и работающим на рынке частных вкладов и займов.

Снижение (нивелирование) процентных ставок должно инициировать подъем спроса на частные и корпоративные кредиты, что в свою очередь приведет к оживлению пром. сектора и технологической модернизации. Снижение Центробанком необходимых залоговых сумм, выставляемых в обеспечение операционных рисков на его счетах с 12 до 2%, позволит банкам высвободить активы, а вкупе с завершением процессов слияний и поглощений сконцентрироваться на долгосрочной стратегии интернационализации и модернизации.

Банки-1999. В связи с подготовкой Греции к вступлению в Европейский эконом. и валютный союз (ЭВС) правительство проводит обновление банковского законодательства и либерализацию банковской практики в свете соответствующих требований ЕС. В 1992-96 гг. был принят ряд законодат. актов, осовременивших условия функционирования банковской системы страны. Основным является закон № 2076/1992г. «О создании и осуществлении деятельности кредитных учреждений», где под кредитным учреждением понимается предприятие, деятельность которого состоит в приеме вкладов и других возвращаемых капиталов и в выдаче кредитов за собственный счет.

Кредитное учреждение (включая банки) в Греции может создаваться и функционировать только в форме АО. Для учреждения банка требуется разрешение ЦБ, для получения которого необходимо внести первоначальный акционерный капитал в 4 млрд.дрх. В процессе последующего функционирования банка размер его собственного капитала не может быть ниже требуемого минимального акционерного капитала.

ЦБ требует предоставления подробной информации об акционерах (юр. и физ. лицах) создаваемого банка, если доля каждого из них составляет 10% и более (спец. участие), а также декларации о происхождении средств акционеров.

На основании этого закона и в соответствии с последующими решениями ЦБ для открытия в Греции первого отделения банка, из страны не-члена ЕС, установлен минимальный размер капитала в 2 млрд.дрх. Это положение остается в силе при открытии до четырех отделений включительно, в то время как для открытия большего числа отделений требуется внести дополнительно еще 2 млрд.дрх. Эквивалент этой суммы должен быть ввезен в Грецию в инвалюте, которая конвертируется в драхмы.

Для получения разрешения Банка Греции на учреждение банка из страны, которая не является членом ЕС, помимо предоставления указанных выше сведении об акционерах, требуется также назначение как минимум двух постоянно проживающих в Греции лиц, обладающих необходимыми проф. навыками.

Режим деятельности отделений банков стран не членов ЕС не может быть более льготным, чем применяемый в отношении банковских отделений стран, входящих в Евросоюз.

По каждому банку минимум два раза в год подсчитывается «коэффициент надежности» как соотношение суммы собственного капитала и итога определенных элементов актива баланса. ЦБ может потребовать более частого подсчета этого показателя. Размер коэффициента не должен быть ниже 8%, хотя ЦБ может устанавливать и более высокий уровень. Функционирующие в Греции комбанки самостоятельно устанавливают размеры процентных ставок как по вкладам, так и по предоставляемым кредитам.

Значительным достижением стало принятие в 1993г. рамочного закона о создании депозитарной системы (ТЕК), гарантирующей выполнение кредитными институтами своих обязательств перед юр. и физ. лицами в случае непредвиденных обстоятельств (в июне 1995г. он был дополнен директивой ЕС). В соответствии с законом в этой системе должны участвовать все кредитные учреждения, действующие на территории Греции.

Управляется система фондом, в состав совета директоров которого входит 9 чел., 4 из которых представляют ЦБ, 4 – Банковскую ассоциацию и 1 – минэкономики и финансов. Ежегодный взнос в ТЕК, минимальная ставка которого составляет драхмовый эквивалент 20 тыс. евро, варьируется от 1,2% до 0,02% уставного капитала.

В авг. 1995г. парламент принял закон о предотвращении использования фин. системы страны для легитимизации доходов от противозаконной деятельности, который полностью соответствует основным положениям директивы ЕС 91/308.

В марте 1997г. Банковская ассоциация одобрила Хартию этики, основанную на ключевых положениях европейского законодательства, рекомендациях ЦБ и моральных нормах, признанных межд. деловым сообществом.

До недавнего времени комбанки были обязаны уступать ЦБ 70% сумм по вкладам в инвалюте, получая только комиссию за их реализацию. С июля 1997г. они могут располагать всей полнотой валютных средств. В то же время комбанки обязаны отчислять ЦБ 11% суммы находящихся на их счетах вкладов для создания резервного фонда.

Центр. позиции в греческой фин. системе занимает ЦБ (BF), располагающий на территории страны 28 отделениями. С янв. 1999г. ЦБ стал членом Европейской системы центр. банков, а его управляющий вошел в Ген. совет ЕЦБ.

В соответствии со своим уставом ЦБ обладает исключит. правом выпуска драхмовых банкнот (в случае вступления Греции в 2001г. в ЭВС эта функция прекратит свое существование с 1 янв. 2002г.).

ЦБ ответственен за поддержание стабильности цен, определение политики в области обмена валют, контроль над гос. золотовалютными резервами, финансирование правительства страны, наблюдение за деятельностью находящихся на территории Греции фин. институтов.

ЦБ уделяет внимание выходу фин. системы Греции на критерии ЭВС (фиксируется номинальная величина долгосрочной процентной ставки, стабильность валютных курсов, величина гос. долга, дефицит госбюджета и уровень инфляции). К июню 1999г. первые четыре критерия были достигнуты и ЦБ получил возможность сосредоточиться на борьбе с инфляцией (2,1% в июне 1999г.). Для полного соответствия стандартам валютного союза необходимо снизить ее еще на 0,1-0,2 пункта.

Греческое законодательство снизило разграничительные барьеры между типами кредитных институтов. Тем не менее сердцевину фин. системы страны по-прежнему составляют комбанки.

По состоянию на начало 1999г. в Греции насчитывалось 12 комбанков, принадлежащих греческим владельцам (как частным, так и гос.), 21 отделение иностр. банков, а также 14 отделений Европейского инвест. банка.

Накануне вступления Греции в валютный союз усилился процесс слияния банковских учреждений, в результате с янв. 1998 по янв. 1999гг. количество комбанков сократилось на 6. Одновременно правительство приступило к ускоренной приватизации находящихся в его собственности фин. институтов. За последние два года были приватизированы Банк Крита, Банк Центр. Греции и Банк Македонии и Фракии.
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Copyright MyCorp © 2018