Пятница, 19.04.2024, 17:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Европолитика | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новости
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Про Грецию
 

О подходе Греции к взаимодействию с евроатлантическими структурами. Запуск институциональной реформы и процесса расширения ЕС, строительство оборонного измерения ЕС и «тихая кончина» ЗЕС, поиски «новой роли» НАТО, совпавшие с далеко не самыми удачными действиями альянса на Балканах, наконец, обострение обстановки почти по всему периметру границ Греции (Албания-Македония-СРЮ, греко-турецкие противоречия, кипрская проблема, палестино-израильский кризис), – все эти факторы заставляют Афины искать новые подходы к взаимодействию с евроатлантическими структурами.

Вступление страны в ЭВС ЕС, подведение итогов 20-летнего пребывания Греции в ЕЭС-ЕС и переходный период в отношениях с США после прихода к власти в Вашингтоне республиканской администрации дают доп. поводы грекам сформулировать новые ориентиры в отношениях с союзниками на обозримую перспективу. При этом греков заботит преимущественно сохранение уровня эконом. помощи и полит. поддержки со стороны ЕС.

При обсуждении проблематики оборонного измерения Евросоюза греки претендуют на более активную роль, аргументируя это как географической близостью к «горячим точкам» Балкан и Вост. Средиземноморья, так и высоким уровнем собственных оборонных расходов. Греция сохраняет первое место в ЕС по военным расходам на душу населения. В своем сотрудничестве с евроатлантическими структурами греки руководствуются, безусловно, в большой степени интересами разрешения своих «нац. проблем».

СМИ Греции признают, что на сегодня для страны существует две реальные угрозы. Одна – исходит от Турции, другая связана с обострением ситуации на сев. границе и обусловлена активизацией в данном регионе «албанского фактора». В контексте дальнейшего расширения ЕС, сопряженного с целой серией решений полит. и эконом. характера, Афины также исходят из учета этих соображений.

Реальное вступление Турции в ЕС на данном этапе, по мнению греков, неактуально, и прежде всего потому, что пробуксовывает механизм внутриполит. реформ из-за неготовности Анкары к кардинальному изменению своей устаревшей законодат. базы. В Афинах полагают, что в Анкаре еще не в полной мере осознали сложность комплекса политико-эконом. требований, предъявляемых ЕС к странам-кандидатам на вступление, а в этой связи, Турция столкнулась с непреодолимым противодействием ряда военных и полит. кругов, исторически играющих первостепенную роль в турецком обществе.

Позиция греческого правительства, взявшего направление на сближение с Турцией, оценивается в гос. и полит. кругах неоднозначно. У многих политиков и чиновников нет убежденности в правильности выбранного курса.

В этом контексте серьезную озабоченность у греков вызывает опасность все более неконтролируемого перемещения турецкого населения в рамках объединенной Европы. Значительная часть турок – иммигрантов может выразить желание обосноваться на постоянное место жительства в Греции. В ближайшие годы Турция может выйти на первое место по численности населения среди стран ЕС, уступая лишь Германии. Речь идет о вступлении в ЕС страны, где доходы населения составляют в среднем 1/100 от общеевропейских.

Негативное отношение Афин вызывает и настойчивое стремление Анкары участвовать в механизме принятия решений ЕС в вопросах обороны еще до своего вступления в ЕС. В связи с этим греки критически оценивают позицию США, которые фактически поощряют Анкару на такое поведение. Исходя из этого, эксперты делают вывод, что греческому правительству необходимо занять более жесткую позицию по отношению к Анкаре в Евросоюзе и решительней отстаивать свои собственные интересы, в т.ч. на Кипре. Угроза, исходящая от Турции для эллинизма в Греции и на Кипре как бы дает право Афинам требовать от ЕС принимать этот аспект во внимание особенно при выработке политики переговоров с Анкарой, поскольку теперь, как убеждены в Афинах, комплекс греко-турецких противоречий, включая кипрское урегулирование, является всецело предметом внешней политики ЕС.

Для Афин одной из важнейших внешнеполит. задач на нынешнем этапе является ориентация евроатлантических структур на противодействие «албанскому фактору». Грекам представляется, что в НАТО и, особенно, в ЕС им должна отводиться роль «полпреда» на Балканах, который призван генерировать полит. идеи, отталкиваясь от своего обширного исторического опыта региональных процессов и глубокого понимания обстановки в ЮВЕ. Вместе с тем, Афины практически уклоняются от активного участия в силовых акциях евроатлантических структур в регионе, ограничиваясь лишь направлением миним. контингентов в миротворческих силах.

О греческих оценках на начало 2001г. итогов саммита ЕС в Ницце. Соглашения, достигнутые на саммите ЕС в Ницце по реформе ЕС, рассматриваются греческим правительством как исторические решения стран-членов, сделавших выбор в пользу укрепления стабильности, демократии и развития Европы. Серьезным шагом вперед считается запуск процесса структурной перестройки внутри ЕС в соответствии с новыми функциональными задачами (введение единой валюты, формирование единого оборонного потенциала, приобретение весомого полит. влияния в мире). Тем самым, как уверены в Афинах, открывается возможность расширения ЕС до 27 членов, что приобретает особо важное значение для Греции, поскольку в сферу интересов ЕС вовлекается Кипр.

По мнению греков, соглашения в Ницце повышают эффективность механизма принятия решений, при этом не ущемляются интересы малых стран и в целом сохраняется баланс в деятельности отдельных институтов ЕС, сохраняется равновесие в межгос. отношениях стран-членов. Усилия крупных стран по проведению реформы, которая изменила бы существующее соотношение сил, не увенчались успехом.

Греция выражает особое удовлетворение итогами саммита, поскольку, внося свой вклад в расширение Союза, она обеспечивает себе прочное место в структуре его полит. системы. Одновременно с проведением успешных реформ в жизненно важных для нее сферах, – таких, как судоходство, межд. отношения, финансирование, структурная политика и др., Греция гарантирует соблюдение своих особых интересов (сохранение принципа единогласия).

По отдельным разделам Соглашения отмечается следующее.

Еврокомиссия. Как и добивалась Греция, принят принцип: по одному представителю от каждой страны-участницы. Это означает, что с 2005г. пять крупнейших стран Союза (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания) потеряют право на второго представителя. Правда, после того, как ЕС будет состоять из 27 стран, будет пересмотрен численный состав комиссии и определен максимум, необходимый для создания устойчивой системы очередности при назначении представителей с соблюдением прав всех стран-участниц. Наряду с этим расширяется круг полномочий Пред. Комиссии, что также приемлемо для греков.

Распределение голосов. По этому важному вопросу в основу положен принцип т.н. двойного большинства, который в самом начале переговоров был предложен Грецией, считающей, что в расширенном ЕС при принятии решения должны учитываться не только голоса представителей стран, но и численность населения ими представляемого. Речь идет о принципе, согласно которому ЕС рассматривается и как союз стран и как союз народов. Одновременно выработано решение о выделении голосов для каждой страны-члена с учетом принципа уважения равновесия между большими и малыми странами. Греция получила 12 голосов вместо 5 что позволило прикрыть фактическое снижение веса греческих голосов. Квалифицированное большинство остается на уровне 71% голосов, хотя после расширения будет увеличено до 73,4%. Как полагают в Афинах, на практике это означает, что если на сегодня принятие какого-либо решения могут блокировать три крупные страны, то в расширенном Союзе для этого потребуется четыре. Кроме того, в ЕС, состоящем из 15 стран, на пять крупнейших стран приходится 55% голосов, в Союзе двадцати семи число голосов шести крупнейших стран (с учетом Польши) снижается до 49% от всех голосов.

Применение принципа квалифицированного большинства. Принятие решений в расширенном Союзе с соблюдением данного принципа распространяется на достаточно большое число случаев. Вместе с тем в случаях, затрагивающих жизненно важные нац. интересы по-прежнему будет соблюдаться принцип единогласия. Кроме того, Греция обеспечила сохранение принципа единогласия в вопросах морского судоходства, структурной политики, внешних эконом. отношений и внешней политики. В большинстве случаев применение квалифицированног большинства сопровождается процедурой принятия совместного решения, т.е. на уровне Европарламента, в чем проявляется дем. характер организации.

Европарламент. При распределении мест в Европарламенте расширенного Союза Греция обеспечила себе 22 места, как и страны, имеющие ту же численность населения (Португалия, Бельгия). Участие Греции в других органах Союза (Ревизионная комиссия, Комитеты по фин. и соц. вопросам, Комитет по делам регионов) остается на том же уровне.

Совершенствование сотрудничества. Упрощаются механизмы сотрудничества, приобретающего более гибкий и открытый характер. Это означает, что ни одна из стран-участниц не может быть исключена в будущем из процесса более тесного объединения, т.е. из интеграционного процесса. В частности, число стран, которые уже сейчас могут приступить к более тесному сотрудничеству, стабильно определяется в 8. Такое сотрудничество, естественно, распространяется и на общую внешнюю и оборонную политику. Но в этой сфере будет действовать право вето.

В соответствии с итогами саммита усилена система, обеспечивающая защиту принципов существования Союза и фундаментальных прав стран-членов. Это достигнуто через изменение соответствующей статьи Соглашения (Ст. 7) и создание механизма «своевременного уведомления».

Впервые гарантируется возможность финансирования европейских полит. партий из бюджета ЕС.

Внешняя политика-оборона. Видоизменены и усовершенствованы положения, касающиеся обороны. В частности, ЕС более не будет иметь никакого организационного отношения к Западноевропейскому Союзу (ЗЕС), однако положение о военно-полит. комитете внесено в новое Соглашение. На практике эти изменения означают усиление самостоятельности ЕС в области обороны.

В целом, по мнению греков, в Ницце сделан определенный шаг в развитии и углублении европейской интеграции, адаптации ЕС к требованиям, предъявляемым на период расширения.

Вместе с тем, подводя итоги французского председательства в ЕС, греки склонны применять термин «фиаско». По их мнению, амбициозная прорамма французов пo pecтpyктyризации ЕС была выполнена менее, чем на половину, а «упорный торг» в Ницце привел в результате к тому, что новая система принятия решений оказалась намного сложнее и запутаннее, чем существующая. Исходя из этого, местные политологи прогнозируют, что уже скоро возникнет острая необходимость заниматься не столько продолжением, реформы, сколько переделкой достигнутого, и сама же Франция будет требовать этого, поскольку в новой системе принятия решений явно прослеживается растущее влияние Германии, выходящей на более выгодные позиции лидера евроинтеграции.

Еще одна неудача французов, по мнению греков, состоит в том, что практически не удалось продвинуться в придании ЕС соц. ориентированности. По крайней мере, в Ницце соц. проблематика была отодвинута на второй план, уступив место «переделу влияния».

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Copyright MyCorp © 2024